Прокуратурой Спасского района по результатам проведенных в первом полугодии 2017 года проверок исполнения органами местного самоуправления Спасского муниципального района требований законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту наркотических средств выявлены нарушения в 7 администрациях сельских муниципальных образований Спасского муниципального района, выраженные в следующем.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.
На основании п.п. 8, 9 «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента РФ от 09.06.2010 № 690, органы местного самоуправления являются субъектами антинаркотической политики и наряду с иными органами осуществляют антинаркотическую деятельность по реализации государственной политики, в пределах своей компетенции организующие исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах. В соответствии с п. 46 Стратегии ее реализация на муниципальном уровне осуществляется в форме антинаркотических планов органов местного самоуправления.
В силу ст. 5 Закона Нижегородской области от 28.03.2002 № 16-3 «О профилактике наркомании и токсикомании» система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя разработку и реализацию антинаркотических планов органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, ответственность органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья являются одними из основных принципов охраны здоровья граждан.
Системное толкование изложенных законодательных норм, регулирующих правоотношения в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, указывает на то, что профилактика наркомании и токсикомании, в том числе немедицинского потребления наркотиков и психотропных веществ, на территории муниципального образования, относится к полномочиям его органов местного самоуправления. Реализация данных полномочий предусматривает разработку и утверждение антинаркотического плана поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования наделена местная администрация.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что администрациями Вазьянского, Высокоосельского, Красноватрасского, Турбанского, Базловского, Маклаковского и Спасского сельсоветов антинаркотические планы не разработаны и установленном порядке не приняты.
Указанные обстоятельства не способствуют существенному сокращению незаконного распространения и немедицинского употребления наркотиков, что влечет нарушение права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, закрепленного в ст. 41 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, проведенной в июне 2017 года проверкой реализации запланированных в антинаркотическом плане ежемесячных мероприятий, связанных с проведением рейдов по торговым точкам, занимающихся реализацией продукции, а также при проведении дискотек, молодежных массовых мероприятий в вечернее время, выявлены факты не проведения последних.
Всего по результатам проведенных проверок выявлено 28 нарушений законности, главам сельских муниципальных образований внесено 14 представлений об устранении нарушений законодательства, которые рассмотрены и удовлетворены.
Заместитель прокурора Спасского района
юрист 1 класса А.Н. Корниенко